FH JOANNEUM Университет прикладных наук
5 - 9 ноября 2018 г.
С 5 по 9 ноября 2018 года в FH JOANNEUM (Грац, Австрия) проводились тренинги «ГИБРИДНОЕ (СМЕШАННОЕ) ОБУЧЕНИЕ» ПРОЕКТА ERASMUS + CBHE # 585760-EPP-1-2017-1-AM-EPPKA2- CBHE-JP «Изменения в образовательной среде: продвижение инновационного преподавания и обучения для улучшения образовательной деятельности студентов в странах Восточного партнерства», PRINTeL.
Эти тренинги включали в себя 8 модулей:
- Введение в смешанное обучение.
- Е-модерирование и аналитическая практика / обучение.
- Учебная платформа Moodle.
- Онлайн-портфолио.
- Мультимедийные учебные материалы онлайн.
- Онлайн инструменты для поддержки обучения на основе проектов.
- Работа над групповыми проектами при содействии тренеров.
- Подготовка, презентация проектов и отзывы.
Четырбок Наталья, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой управления, экономики и финансов (инженерно-экономический факультет заочного обучения) и Шалобыта Татьяна, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии бетона и строительных материалов (строительный факультет), представили Брестский государственный технический университет. Они работали вместе в одной группе с Саяновой Натальей, БГУ.
Модуль 1.
Введение в смешанное обучение
Магистр Ютта Паушенвейн, руководитель проекта разработки инновационных сценариев обучения(ZML)
FH-профессор, доктор Дорис Кендл, руководитель института международного менеджмента(IIB)
5 ноября 2018
Ютта Паушенвейн и Дорис Кендл представили основные концепции смешанного обучения и ускоренного интеграционного обучения. Участники курса, работая в группах, определили понятия смешанного и ускоренного интеграционного обучения, их характерные особенности, цели и задачи. Цель группы: инновации и качество преподавания в сфере высшего образования. Задачи группы: знать значение «смешанного обучения», использовать принципы «смешанного обучения».
Смешанное обучение подразумевает использование комбинации традиционных методов и новейших мобильных, интерактивных и онлайн-ресурсов в образовательном процессе.
Ускоренное интеграционное обучение поддерживает внедрение в учебную практику эвристических элементов, технологий мозговых атак и командной работы в процессе студенческого обучения. Это позволяет сфокусироваться на личном опыте и запросах каждого из обучающихся, их личной заинтересованности. Разные типы и формы работы позволяют лучше определить методику преподавания. Цели и задачи смешанного обучения: мотивировать учащихся к самоорганизации и навыкам распределения учебного времени; расширить возможности научного сотрудничества; улучшить коммуникативные навыки; эффективно планировать взаимодействие преподавателей и студентов в лекционных залах и онлайн; исследовать и использовать современные мультимедийные технологии в процессе обучения; повысить творческие и презентационные навыки студентов; сформировать навыки непрерывного обучения на протяжении всей жизни, поиска, анализа и представления информации; убрать ментальный, технологический разрыв между поколениями преподавателей и студентов, говорящих на общем языке, с помощью новых онлайн-ресурсов и коммуникаций.
Mодуль 2.
E-модерирование и аналитическая практика
Анастасия Сфири, бакалавр наук, магистр, эксперт Е-обучения, научный сотрудник(ZML)
5 ноября 2018
Во время этого модуля группа изучала навыки практического реагирования и получила опыт онлайн коммуникаций в группе.
Анализ и размышления создают свое собственное и более глубокое понимание предмета, основанное на личном предыдущем опыте. Это повышает активность студентов в процессе обучения.
E-обучение (с помощью электронных ресурсов):
- помогает стимулировать логическое мышление студентов,
- предоставляет возможность находить аргументы в поддержку собственного мнения,
- учит формулировать направления исследований,
- обогащает психологические навыки общения, дает понимание своего оппонента,
- помогает сфокусироваться на личных профессиональных целях и планах.
Moдуль 3.
Учебная платформа Moodle
Тина Моосбок - эксперт по Е-обучению (ZML)
6 ноября 2018
Модератор представила наиболее важные инструменты платформы Moodle, которые могут быть реализованы в процессе обучения. Основными концепциями Moodle являются конструктивизм и социальный конструктивизм.
Участники узнали о преимуществах использования Moodle в учебном процессе, опробовали инструменты программирования - загрузку файлов, создание собственного профиля, курса и системы заданий, обсуждения на форуме в режиме онлайн, использование различных типов ресурсов. Было удобно делать это упражнение синхронно, когда можно задавать вопросы и одновременно взаимодействовать с другими участниками. В ходе работы с Moodle также обсуждался вопрос об изменении роли студентов от потребителя к активному создателю. Эта часть класса была самой богатой по количеству новых идей, возникших в процессе разговора.
Наталия, Татьяна и Наталья создали свой профиль и сделали небольшую презентацию о текущих мероприятиях по электронному обучению в своем университете. Также они разработали собственную концепцию проекта и курс («Концепция бизнеса»), и разместили его на платформе Moodle.
Mодуль 4.
Oнлайн-портфолио.
Анастасия Сфири, Тина Моосбок - эксперты по Е-обучению (ZML)
6 ноября 2018
Большая часть этого модуля была посвящена интерактивному обсуждению в группах и представлению идей о преимуществах и проблемах использования электронного портфолио в учебе, профессионального и научного роста студентов и аспирантов. Каждая группа представила свою точку зрения по этому вопросу, и взаимный обмен мнениями был действительно информативным. Наталия, Татьяна и Наталия разработали структуру и принципы создания электронных портфолио в собственном университете.
Электронное портфолио дает целый ряд преимуществ, оно помогает: выбирать лучших учителей и курсы в соответствии с интересами; акцентировать свои сильные стороны, достижения, профессиональные навыки; приобрести полезные контакты в профессиональной сфере; представить себя на рынке труда в качестве конкурентоспособного профессионала; повысить навыки критического мышления и креативной презентации; способствовать реализации принципов европейской системы образования; расширить перспективы получения рабочего места или научного проекта не только в вашем родном университете или стране, но и за рубежом; установить контакты и сократить дистанцию между преподавателями и студентами; предоставлять больше личной информации о себе и таким образом создавать дружеские и доверительные отношения; повысить уверенность в себе, как личную, так и профессиональную; анализировать прогресс навыков студентов от первого до завершающего курса обучения.
Следующая задача заключалась в создании типового Е-портфолио, соответствующего реальным требованиям современного рынка труда и научной специализации и которое можно использовать в качестве неотъемлемой части работы преподавателя.
Mодуль 5.
Мультимедийные учебные материалы онлайн
Эрика Пернольд, эксперт по Е-обучениюнаучный сотрудник (ZML)
Мартин Гутцельниг, сотрудник(ZML), видеохудожник
7 ноября 2018
Во время этого модуля участники обсудили концепцию MOOC (Massive Open Online Course) как бесплатного общедоступного курса, его возможности для использования в сфере профессионального образования, роль визуализации в онлайн-обучении. Видеозаписи модератора Эрики Пернольд были рассмотрены как примеры реализации мультимедийной активности в процессе обучения студентов. Цель модуля: освоить инновационные учебные ресурсы для большого количества учащихся, открытые ресурсы, которые сделают процесс обучения комфортным и легким для студентов. Задачи: изучить материалы о концепциях MOOC; структуру; ввести данные о видео и примеры; изучить различные концепции электронного обучения; разработать концепцию педагогического курса для МООС.
Массовый общедоступный онлайн-курс (MOOC) - это онлайн-курс, нацеленный на неограниченное участие и открытый доступ через интернет. В дополнение к традиционным материалам курса, таким как видеолекции, электронные пособия и т.д., MOOC предоставляют интерактивные курсы с форумами пользователей для поддержки взаимодействия между студентами, аспирантами и преподавателями, а также моментальную обратную связь для быстрых тестов и заданий.
MOOC - это недавно появившийся и широко внедряемый способ развития дистанционного образования, которые был впервые представлен в 2006 году и стал популярным способом обучения к 2012 году. Преимущества: объединение; самостоятельность учеников; сетевое взаимодействие; большое количество обучающихся. MOOC может помочь привлечь будущих и иностранных студентов к какой-либо специальности, например, указанием наиболее важных тем и аспектов дисциплин.
Основная сложность MOOC заключается в качестве и достоверности представленной здесь информации. То есть это может быть частью курса обучения, но лучше всего работает как способ дополнительного самообразования в разных сферах деятельности.
Тренер дал группам задание разработать проект курса для концепций MOOC и представить его. Белорусская группа (Наталия, Татьяна и Наталья) разработали проект курса «Добро пожаловать в Беларусь», который состоял из 3 частей: для бизнеса, для студентов, для туристов.
Видео в обучении, в частности, для Е-обучения, стало краеугольным камнем многих смешанных проектов. Его все больше предпочитают учащиеся, которые выросли в эпоху YouTube. Использование видео предоставляет уникальную возможность погружения в процесс обучения практически для любой концепции или навыка.
Конечно, это не означает, что электронное обучение на основе видео - это решение всех проблем для преподавателя. Просмотр видео - это пассивный опыт. Сухая часовая лекция, которой не удается заинтересовать обучающихся, будет не лучше, когда она записана (особенно если это не фильм, а воспроизведение только слайдов в паре с голосом за кадром). К счастью, существует множество стратегий, которые инструкторы могут использовать, чтобы сделать записанный контент более привлекательным и более ценным в рамках их смешанного, перевернутого или другого активного подхода к обучению. Цель: подготовка видеолекций и видеокурсов. Задача: охватить большое количество учащихся; усилить контакт со студентами; визуализировать темы лекции. Преимущества: визуализация сложного содержимого; сохранение лекций и презентаций; возможность распространения знаний; ответы на вопросы; мотивация учащихся принять участие или остаться в теме.
Наталия, Татьяна и Наталья разработали краткую концепцию, как использовать видео в своем университете для продвижения собственного проекта. Они написали сценарий и сняли видео об обучении в Граце по проекту PRINTeL.
Mодуль 6.
Онлайн инструменты для поддержки обучения на основе проектов
Лигия Паскуалин, MA, MBA – преподаватель института международного менеджмента
08 ноября 2018
Во время этого модуля было представлено проектное обучение, которое объединяет преподавателей, студентов и компании. Также представлена роль управления проектами в соответствующих курсах. Из инновационных методов обучения была представлена платформа Trello. Trello - это инструмент для совместной работы, который показывает, кто над чем работает и где что-то происходит.
Группа (Наталия, Татьяна и Наталья) выбрала интерактивный инструмент для совместной работы в ходе учебных занятий. Этот курс был ориентирован на участников проекта PRINTeL и их коллег для изучения новых инновационных методов обучения, которые были представлены во время тренингов в Граце.
Mодуль 7.
Работа над групповыми проектами при содействии тренеров.
08 ноября 2018
Наталья, Татьяна и Наталья подготовили презентацию о внедрении полученных знаний в педагогическую деятельность своих университетов: БрГТУ и БГУ.
Mодуль 8.
Подготовка, презентация проектов и отзывы
09 ноября 2018
Группа (Наталья, Татьяна и Наталья) представили свое видение реализации обучающих курсов в БрГТУ.